Агрессия


Вербальная и/или физическая агрессия — это основанное на выражении сильных эмоций поведение, которое причиняет боль другому человеку или наносит ущерб его/ее вещам и вызывает психологический дискомфорт (напряженность, переживания, страх, беспомощность). Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, в ситуациях эмоционального стресса, из-за неумения выразить свои эмоции (злость, страх и т.д.) иначе.
Важно понимать, что ребенок, проявляющий вербальную и/или физическую агрессию, часто делает это не назло, а из-за невозможности и неумения поступать иначе. Ребенок сам страдает от своего поведения, которое не в силах изменить самостоятельно.
Поэтому у учителя нет задачи запретить ребенку выражать злость. Злость - это нормально. Основная цель взрослого - помочь ребенку освоить приемлемые способы выражения эмоций.
Признаки проблемы:
  1. Высказывания в форме оскорблений, обвинений, угроз, крика и других форм унижения другого.
  2. Нанесение физических повреждений (царапины, укусы, удушения, удары).
  3. Действия, которые приносят материальный ущерб (порча личных вещей).
Инструкция:
1. Остановите ребенка, который проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте ребенка так, чтобы у него/нее не получалось сделать больно.
2. Сохраняйте спокойствие. Крики, осуждение, оскорбления и нагнетание обстановки не помогут вам решить возникшую проблему и могут ее осложнить.
3. Поддержите жертву. Скажите о том, что вам жаль, что случившееся произошло на вашем уроке, и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
4. Если конфликт произошел во время урока, снимите напряжение, которое, возможно, возникло в классе. Скажите о том, что вы обязательно поговорите с обидчиком и во всем разберётесь сразу после урока.
5. Дайте агрессору время, чтобы немного успокоиться и прийти в себя.
6. Предложите варианты действий, которые могут помочь ребенку прийти в себя во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов. Спросите, есть ли у ребенка какие-то уже известные способы успокоения.
7. Предложите вернуться к участию в занятии, когда он или она будет к этому готов/а. После урока поговорите о том, что произошло. При этом не используйте упреки. Придумайте вместе способы безопасного выражения злости.
8. Создайте пространство, где ребенок сможет отслеживать свой прогресс. Например, пятиминутки с учителем после занятий, где есть возможность обсудить, как получилось выражать злость сегодня.
9. Поддерживайте ребенка. Учиться новым способам поведения непросто.
10. Будьте внимательны к ситуациям, которые происходят вне вашего контроля, — многие случаи агрессии у детей возникают импульсивно как следствие причиненной обиды или провокации, которая вам была незаметна.

Комментарии