Общие принципы работы. Принципы безопасного пространства.

 Ученику, который стремится к успеху, достаточно видеть цель занятия и чтобы путь к этой цели состоял из достаточно интересных, сложных, но выполнимых заданий.

Несколько исследований подтверждают, что ожидания учителей напрямую влияют на успехи учеников. Этот эффект называется «самовоспроизводящееся пророчество» и заключается в том, что ожидание, которое выглядит истинным, но таковым не является, может существенно влиять на поведение человека.


Именно поэтому так важно замечать любые успехи учеников. А самое главное — не забывать говорить об этом ребенку. Важно, чтобы это было не дежурное «молодец» или «ты старался», а оценка конкретного достижения ребенка, которое невозможно оспорить. «Ты разобрался в теме и стал делать меньше ошибок», «ты потренировался и теперь считаешь в столбик быстрее», «я вижу, что у тебя все чаще получается дождаться своей очереди».

Некоторые взрослые боятся перехвалить детей. Говорят, что дети «расслабятся», если часто говорить им об успехах. Но если хвалить не просто под настроение, а отмечать конкретные успехи ученика, такой конструктивной похвалы много быть не может. Чем чаще ребенок замечает связку «усилие-результат», тем вероятнее он будет пробовать воспроизвести ее снова.


Важно замечать связь между усилием и результатом.

Но для того, чтобы ребенок был готов усилие прикладывать, есть еще одно необходимое условие: безопасное пространство.


Взрослым часто кажется, что все правила, порядки и законы очевидны. Но на практике все совсем не так. Если ребенок не понимает, чего ожидать от занятий и людей, участвующих в нем, по каким правилам общаться, он будет испытывать беспокойство и тревогу. В таком состоянии не до учебы.


Задача взрослого — помочь справиться со страхом и тревогой, создать условия для того, чтобы дети чувствовали себя в безопасности.


Что для этого нужно (с ребятами все правила заранее обговорить)?


Пространство:

-Где мы занимаемся?
-Где я могу отдохнуть/поесть/сходить в туалет?
-Где я могу расположиться?
-Это место закрепляется за мной на несколько уроков или я каждый раз ищу себе новое?
-Что можно приносить с собой?
-Чем в кабинете можно пользоваться, а чем нельзя?

-Куда класть вещи?
-Что делать, если мне нужно выйти из кабинета?


Онлайн-пространство (во время дистанта):

-Как пользоваться платформой, на которой идут занятия?
-По какой ссылке проходит занятие?
-Ссылка одна и та же для всех занятий или каждый раз новая?
-Мы будем параллельно общаться в чате?
-Могу ли я включать микрофон или выключать камеру?


Расписание:

-Какова цель занятия?
-Что ждет сегодня на уроке?
-Сколько займет то или иное задание?
-Есть ли какие-то особенности у задания (оно оценивается, или его нужно сделать, только если останется время)?
-Как я пойму, что мы перешли от одного задания к другому?
-Будет ли время, чтобы ответить на возникшие по ходу урока вопросы?
-Что будет, если мы не успеем выполнить некоторые из запланированных заданий?
-Что будет, если я не успею выполнить задание, а время на него выйдет?
-Какие этапы урока повторяются из раза в раз?
-Будем ли мы встречаться после урока?
-Будут ли домашние задания и сколько времени на них понадобится?
-Что будет, если я пропущу занятие?
-Что будет, если я опоздаю на урок?
-Точно ли урок закончится в обозначенное время?

Комментарии