Активный отказ от выполнения заданий


Активный отказ — это ситуация, в которой ученик открыто демонстрирует, что не будет выполнять задание. 
Это может выражаться в:
  1. -Прямом заявлении “я не буду/не хочу это делать”.
  2. -Обесценивании “это скучно/неинтересно/фигня вообще какая-то”.
  3. -Создании себе более интересной активности и вовлечении в нее других одноклассников (соседа по парте, например), что мешает основному учебному процессу.
В этой открытой позиции ученика прячется заинтересованность в контакте с учителем. Ребенок столкнулся с трудностью и просит помощи и поддержки, привлекая внимание.
Трудности, о которых ученик пытается сказать через активный отказ, могут быть очень разные. Например:
1. У ребенка что-то случилось вне урока. Он поссорился с другом, получил плохую оценку по другому предмету или просто устал к концу четверти. Он испытывает много других чувств и эмоций (злость/обиду/грусть) и выражает их в форме протеста.
2. Ребенку трудно с конкретным предметом/типом заданий. Своим отказом он избегает неуспешности, с которой очень боится столкнуться. Проще не делать совсем, чтобы не совершать ошибки и не чувствовать себя глупым.
3. Ребенку в целом не хватает внимания. В этом случае ученик руководствуется установкой “внимание можно только заслужить” и делает все возможное, чтобы так оно и случилось. Ему неважно, что внимание он получает негативное, важен сам факт того, что его заметили.
Еще одним фактором, который будет влиять на выбор стратегии поведения учителя, является регулярность отказов ученика. Если до этого все было хорошо, а сегодня ребенка будто подменили, то это может быть просто разовой акцией, которая решается в один день. Если же ученик регулярно и очень активно отказывается выполнять задания/требования, то подход должен быть более основательный и комплексный.
Чтобы понять, что делать дальше, можно наблюдать и фиксировать свои наблюдения. Это очень поможет восстановить цепочку событий, проанализировать их и составить план действия.
Как быть?
1. Признайте, что это нормально. Ученик имеет полное право не хотеть что-то выполнять.
2. Предложите альтернативу. Начните с вариантов, которые вовлекают ученика, но в меньшей степени: не пиши, но будь готов ответить; не работай в группе, а делай самостоятельно. Если это не срабатывает, договоритесь, что ученик просто "посидит и послушает", но ни в коем случае не будет мешать остальному классу.
3. Поговорите после занятий. Спросите, с чем был связан отказ. Можете ли вы чем-то помочь? Так вы поймете, какой перед вами случай — разовый (ребенок просто устал или с кем-то поссорился) или потенциально систематический (дефицит внимания или трудности с предметом).
4. Договоритесь с классом. Этот кейс может стать неплохим подспорьем для создания правила. Правила — это простой инструмент для создания комфортной и понятной среды, а еще фундамент, который позволяет контролировать ситуацию. Например, договоритесь, что любой ученик раз в день/за урок может не выполнять какое-то задание. Или попробуйте устроить в кабинете уголок отдыха, куда каждый сможет уйти на пару минут для восстановления сил.
Если ребенок систематически отказывается выполнять задания:
1. Наблюдайте. Отмечайте, от каких заданий ученик отказывается, как проявляет свое нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается. На поведение ученика реагируйте, как реагировали обычно. Отметьте и это тоже (вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?).
2. Сформулируйте план действий. Проанализировав свои наблюдения, вы сможете предположить, почему ученик так активно саботирует занятия. Начните действовать на основании этого. Если, например, ученику трудно с конкретным типом заданий, постарайтесь индивидуально сопровождать его в процессе решения. Если нет возможности работать один на один, еще раз пошагово разберите решение со всем классом. Помните, что а) каждый случай индивидуальный, б) не всегда все может получиться с первого раза. И это нормально! Важно продолжать наблюдение и следить, как меняется ситуация после ваших действий. Предложите ребенку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то всему классу? Включите эти элементы в урок, особенно в те части, где активный отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.
3. Поговорите с ребенком. Если ничего не срабатывает, поговорите с учеником лично. Попробуйте аккуратно выяснить, в чем проблема. Старайтесь не обвинять — ребенку и так непросто. Попробуйте вместе придумать, что может вовлечь его в занятия, и попытайтесь договориться до чего-то конкретного: ты выполняешь только часть задания / я готовлю для тебя отдельные задания / ты можешь выйти передохнуть, когда понимаешь, что нет желания включаться.
4. Отмечайте позитивные изменения и говорите о них ребенку. Вы заметили, что он стал задумываться, прежде чем отказываться? Отлично, отметьте это. Похвала — лучший способ подкрепить желаемое поведение.

Комментарии