СДВГ. Как понять, что в моём классе гиперактивный ребёнок?
СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка, которые влияют на его возможность концентрироваться, планировать и контролировать себя.
СДВГ — это поведенческое расстройство, диагностировать которое может только специалист. Учитель же из своей роли может сделать предположение, основываясь на поведенческих проявлениях ребенка, и относительно него выстраивать работу с ребенком.
СДВГ может проявляться в виде невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
Невнимательность включает в себя все аспекты, связанные с управлением вниманием. Это когда ребенок:
- Легко и быстро отвлекается, особенно внешним факторами.
- Не может ни на чем долго концентрироваться.
- Не может довести дело до конца.
- Все время забывает что-то или теряет вещи.
Гиперактивность означает сложности с контролем собственного тела. В этом случае ученик:
- Начинает совершать суетливые движения.
- Много говорит и не может дослушать собеседника.
- Постоянно пытается находиться в движении, даже когда это не очень приемлемо.
Импульсивность — эта особенность детей с СДВГ хорошо описывается фразой "действую быстрее, чем думаю, потому что не могут ждать". Такой ребенок:
- -Не может дождаться своей очереди.
- -Интенсивно выражает свои эмоции.
- -Вмешивается в разговоры других.
Хочется отметить, что все приведенные выше признаки могут быть не только симптомами СДВГ, но и следствием других проблем со здоровьем, а иногда и реакцией на какую-то жизненную ситуацию (например, травлю в школе или развод родителей). Мы не призываем ставить диагнозы. Но если в вашем классе есть ребенок, который хотя бы частично проявляет перечисленные типы поведений, важно понимать, что ему/ей чуть больше, чем остальным нужна поддержка и помощь учителя.
СДВГ — это состояние, с которым ребенок может справляться и достаточно успешно работать на уроках, если рядом будет взрослый, который поддержит и поможет.
СДВГ не является противопоказанием к учебе, но часто мешает и самому ученику, и одноклассникам. Это расстройство, поэтому, как и в случае с любым заболеванием, в первую очередь от него страдает сам ребенок. Поведение таких детей регулируется не их разумом или силой воли, а соображениями момента. Их действия - это не желание вам досадить, просто они не могут вести себя по-другому.
Следующие шаги помогут вам организовать учебный процесс так, чтобы было комфортно и всем ученикам, и гиперактивному ребенку:
1. Минимизируйте отвлекающие факторы. В классе не должно быть никаких лишних предметов. Если вы используете что-то на уроке (например, плакат), то не вывешивайте его до занятия, а сделайте это в процессе. Если это невозможно, то лучше заранее обратите внимание детей на новые предметы и проговорите, зачем они здесь.
2. Напишите план урока. План фокусирует ребенка с СДВГ на заданиях и облегчает переход от одной деятельности к другой, потому что становится понятно: то, что я делаю, когда-то закончится, а значит, я могу подождать. Если параллельно вы еще будете напоминать о времени (осталось 5 минут), то ребенку будет проще и понятнее, что происходит.
3. Добавьте физическую активность. Вставьте в урок 2-3 небольшие разминки. Таким образом вы сами создадите пространство для выхода энергии, которая успела накопиться у гиперактивного ребенка за 15 минут деятельности.
4. Разнообразьте форматы. Сейчас работаем самостоятельно в тетради, через 10 минут объединяемся в группы, а потом отвечаем у доски. Этим приемом вы сможете управлять вниманием ребенка с СДВГ до того, как оно пустится в свободное плавание.
5. Давайте понятные и короткие инструкции. Когда ребенку понятно, что надо сделать, он с большей вероятностью приступит к выполнению задания, а это уже полдела. Если задания большие, то разбивайте их на этапы, к каждому из которых давайте свою отдельную инструкцию.
6. Обращайте внимание и реагируйте на состояние ребенка. Для этого посадите его поближе к себе. Как только замечаете, что ребенку трудно, дайте ему подвижное задание: протереть доску, сбегать за мелом. Иногда может помочь игрушка-антистресс.
7. Отмечайте успехи. Похвалите ребенка, если он просидел весь урок спокойно дольше обычного или не выкрикнул ответ на вопрос, хотя очень хотел. Регулярно подмечайте любые успехи. Таким образом со временем может закрепиться желательное и исчезнуть нежелательное поведение.
8. Наладьте сотрудничество с родителями. Им тоже непросто с таким активным ребенком. Расскажите, какие приемы вы используете и как они помогают их ребенку справляться с трудностями.
9. Упростите домашние задания, договорившись с ребенком, что он делает не все, но то, что делает, делает хорошо и качественно.
Комментарии
Отправить комментарий