Пассивный отказ выполнять задание

 С активным отказом все более-менее понятно: ученик открыто заявляет свое нежелание что-то делать. Это сразу видно и слышно, и очевидно, что это трудность, с которой нужно работать. Бывают ситуации, когда ребенок тоже не делает, но не заявляет об этом, а просто отмалчивается. Такие случаи часто выпадают из поля зрения учителя: сложно не заметить того, кто протестует громко, и практически невозможно заметить того, кто отказывается тихо. Важно помнить, что пассивный отказ — это серьезная проблема, на которую стоит обращать внимание.

Пассивный отказ может проявляться так — например, ученик:
  1. -Молчит и ничего не делает.
  2. -Говорит, что сделает задание, но в итоге не делает.
  3. -Не вовлекается в активности на уроке, не тянет руку, хотя, скорее всего, знает ответ, выходит в туалет, когда нужно выполнять задание.
  4. -Готовится к уроку (и учитель об этом знает), но никогда не отвечает.
Но причин пассивного отказа на самом деле значительно больше, и они в какой-то степени пересекаются с причинами активного отказа:
1. У ребенка что-то происходит вне школы. Проблемы дома, сложные отношения с родителями, ссора с друзьями.
2. Ребенок плохо себя чувствует. Физически или эмоционально. Из-за этого у него нет сил и желания что-либо делать.
3. У ребенка был опыт неуспеха, в результате которого сформировалась мотивация на избегание неудач. Например, он уже однажды решал задачу у доски, но сделал ошибку, и весь класс начал над ним смеяться. Это очень неприятная и обидная ситуация, от которой хочется защититься в будущем. Самый просто способ — не участвовать и молчать.
“Тихони” долго остаются незамеченными, потому что они обычно не нарушают правила, не говорят на весь класс “Я не буду!” и не мешают занятию. Но такие дети нуждаются во внимании учителя не меньше, чем остальные. 
Замкнутость - это такая же серьезная проблема, как активный отказ, порой даже более сложная, как раз из-за своей тихости и слабой проявленности.
Наблюдение и ведение дневника — инструменты, которые будут полезны при решении вопросов пассивного отказа. Именно заметки помогут вам понять, какие ученики регулярно выпадают из вашего поля зрения. В конце каждого учебного дня задавайте себе вопрос “про кого из учеников я не могу сказать ни слова? чьи проявления сегодня я не увидел/а?”. Определив группу риска, постарайтесь понаблюдать за конкретными учениками на следующих уроках, чтобы понять, систематически ученик не вовлекается или нет. И уже на основе своих выводов выстраивайте последующую тактику работы.
Инструкция:
1. Проанализируйте поведение всех детей на уроке. Посмотрите на список класса и постарайтесь вспомнить всех учеников: что они делали, как реагировали. Если вы кого-то не помните, обязательно обратите на них внимание на следующем занятии.
2. Замечайте. Чаще обращайтесь к тихоням, отмечайте любые действия, хвалите. Тихие, замкнутые дети заслуживают не меньше внимания, чем активные. Это может стать для них опорой, чтобы больше проявлять себя, а для остальных — примером того, что для привлечения внимания не обязательно мешать.
3. Создавайте опыт успешности. Выясните, какие задания лучше даются конкретному ребенку. С них и начните вовлекать ученика: вызывать к доске, просить ответить. Ребенок должен перестать бояться и почувствовать, что он что-то может.
4. Позволяйте ошибаться. Создайте пространство, в котором ошибки — это нормально. Транслируйте это правило на всех учеников и поддерживайте его своим примером. В результате сформируется обстановка, в которой любой ребенок (а замкнутый в особенности) почувствует себя безопасно и спокойно.
5. Чаще вовлекайте. Постепенно начните привлекать ученика не только к тем активностям, которые у него получаются. Задавайте прямые вопросы, организовывайте групповую работу (тем самым разделяя его ответственность с одноклассниками), помогайте в трудные моменты.
6. Курируйте участие. Первое время тихоням нужен проводник, который поможет им понять, как правильно взаимодействовать с другими людьми. Общению тоже можно научиться, если рядом будет взрослый, готовый поддержать и объяснить. Подсказывайте, как можно разделить работу в группе, помогайте сформулировать обращение/запрос к однокласснику. Это будет полезно всему классу.

Комментарии