Сексуализированное поведение

 Что такое сексуализированное поведение?

Сексуализированное поведение — это не соответствующее возрасту сексуальное поведение детей, определяется существующими в обществе представлениями о допустимом и недопустимом. 
Сексуализированное поведение может проявляться как:
  1. -Демонстрация половых органов и вторичных половых признаков. К ним относятся гениталии и грудь у девочек.
  2. -Использование лексики и частое упоминание тем, касающихся секса.
  3. -Попытки прикосновения к интимным частям тела других детей/взрослых.
  4. -Публичная мастурбация.
  5. -Имитация полового акта.
Важно, что у учителя нет задачи ставить диагноз, определять причину поведения ребенка и работать с ними. Это задача психолога, который работает с ребенком и родителей. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь участнику вернуться в образовательный процесс и создать безопасное пространство для всех участников группы или класса.
Инструкции: как реагировать на сексуализированное поведение?
Во время занятия
Не стоит бурно реагировать. Это испугает ребенка (который и так находится в стрессе) и может привести к большей фиксации на теме. Такое поведение стоит расценивать только как проявление тревоги и дискомфорта, даже если в этот момент ребенок выглядит веселым. Ребенок может не знать о неприемлемости в обществе его действий, или не иметь других инструментов взаимодействия. В такой ситуации именно этому ребенку больше всего нужна ваша помощь, поэтому, когда вы сталкиваетесь с проявлением, предположительно, сексуализированного поведения, важно:
1. Спокойно попросить ребенка прекратить, дав четкую инструкцию (“надень, пожалуйста, штаны”, “пожалуйста, не трогай интимные части тела, если рядом кто-то есть”).
2. Дать краткое объяснение, почему вы просите об этом (“эти слова звучат обидно”, “такие прикосновения могут быть неприятны”, “в присутствии других людей важно, чтобы интимные зоны были закрыты”).
3. Дать возможность ребенку вовлечься в занятие, предложив задание, вернувшись к теме занятия. Возможно, ему потребуется время, чтобы справиться с эмоциями. Дайте ему эту возможность, если ребенок не готов продолжить заниматься (“ничего страшного, сможешь ответить, когда будешь готов”). Предложите ребенку вид активности, в котором он чувствует себя комфортно — например, рисование. Не оставляйте участника одного, если есть возможность, предложите побыть рядом с ним.
Важно защитить ребенка от реакции одноклассников — она может быть агрессивной (насмешки, оскорбления, физическая агрессия). Такую реакцию важно сразу пресечь. Покажите, что вы на стороне ребенка, не привлекайте дополнительное внимание участников к этому эпизоду, не ругайте и не стыдите ребенка, не шутите над ним. Важно показать, что он по-прежнему участник процесса вместе со всеми. В этот момент вам может быть тяжело и тревожно, это нормальная реакция. Ваша главная задача в этот момент – создать безопасные условия для всех участников группы или класса.
После занятия/на следующих занятиях
В спокойной обстановке обсудите с ребенком наедине то, что произошло. Важно отказаться от осуждения ребенка в разговоре, оно только усиливает тревогу, а не помогает с ней справиться (НЕ говорите “это стыдно”, “ты что, с ума сошел”). Можно аккуратно спросить о причине поведения, но не настаивать и не продолжать расспросы, если ребенок не хочет говорить, или дает односложные ответы (“захотелось”, “всех насмешить”, “по приколу”).
Проговорите с ребенком правила нижнего белья:
  1. -Интимные части тела в присутствии других людей должны быть закрыты.
  2. -Прикасаться к своим интимным частям тела можно только чистыми руками и наедине с самим собой.
  3. -Никто не должен прикасаться к частям тела, закрытыми нижним бельем, или просить их посмотреть (трусики для мальчиков и купальник для девочек). Иногда врачи или родители (врачи только в присутствии родителей) могут просить об этом, но всегда должны объяснять зачем, и получать согласие ребенка (задать вопрос, могут ли они провести осмотр или конкретную процедуру и получить ответ "да". Если ребенку некомфортно, он имеет право не соглашаться).
Оцените необходимость введения правил и обсуждения их для всей группы детей. Для них это также может быть травматичным переживанием.
1. Если группа никак не реагирует на проявления сексуализированного поведения, легко вернулась к групповому и образовательному процессу, то достаточно признать, что такое произошло, и ограничиться коротким комментарием на группу, не акцентируя внимание на участнике (“бывает, что люди совершают какие-то поступки по незнанию, или потому что им тревожно”, “если вы хотите поделиться своими чувствами, вы можете поговорить со мной об этом лично”). Мы не всегда можем оценить по внешним признакам, как повлияло на ребенка то, что он увидел и/или услышал, а такое короткое заявление на группу означает, что вы знаете о том, что произошло, признаете, что это могло быть неприятно и готовы к диалогу. Будьте готовы к тому, что кто-то из детей подойдет и попросит с вами поговорить.
2. Если группа переживает эту ситуацию и возвращается к ней, важно провести разговор и ввести правила для всей группы.
3. Если группа или отдельные участники проявляют физическую или словесную агрессию (в том числе насмешки и шутки!), то нужно действовать по плану работы с травлей.
4. Если группа или отдельные участники копируют поведение, тема тела и секса обсуждается чаще, чем обычно, важно ввести правила нижнего белья для всей группы и проговорить, что является приемлемым в вашей группе, а что нет. Важно не только запрещать какие-то виды поведения, но и предлагать альтернативу, как можно взаимодействовать. Например, “можно спрашивать разрешения, чтобы обняться”. Неигнорирование ситуации, введение правил для группы может помочь ребятам справиться с этим и почувствовать себя безопасно.
Провести разговор с родителем/ми
Позвоните родителям ребенка. Возможно, перед звонком вам потребуется время, чтобы спланировать его и настроиться – это нормально. Спокойно сообщите, что произошло. Опирайтесь на факты, постарайтесь избежать эмоциональной окраски.
Вы не знаете, что происходило с ребенком, в каких обстоятельствах он находится или находился. Поэтому важно попросить родителей поделиться, сталкивались ли они с таким поведением, при каких обстоятельствах и как работали с этим. Важно держать в голове, что для родителей это может быть также шокирующей новостью и вызвать сильные эмоции (гнев, стыд). 
Сделайте акцент на том, что звоните не с целью пожаловаться и пристыдить, а затем, чтобы помочь ребенку справиться и хотите сделать это вместе с родителями. Расскажите о том, что уже сделали (поговорили с ребенком, следите за правилами в классе, чтобы его никто не обижал). Предложите обратиться за помощью к специалисту. Если у вас есть контакт детского психолога, работающего с темой сексуализированного поведения, можно предложить поделиться им.
Иногда другие родители могут становиться агрессорами — могут писать в родительский чат обвинения и оскорбления, требовать исключить ребенка из класса или школы, настраивать друг друга и детей против конкретного ребенка. Придерживайтесь спокойной, но четкой позиции, что вы работаете с этим случаем, публичное обсуждение недопустимо, в целях безопасности детей вы просите не транслировать агрессивные и обвинительные позиции в семье. Будьте готовы к тому, чтобы обзвонить родителей всего класса и проговорить это лично с каждым.
Получить консультацию специалиста-психолога
Ваши чувства тоже важны, столкновение с сексуализированным (предположительно) поведением и работа с классом и родителями может быть сложным испытанием.

Комментарии