Трудные дети? Это дети, которым трудно...

 


Не хулигань, будь вежливым и дружелюбным, делай домашку вовремя, не дерись и никого не обижай. А еще сиди на уроке тихо и слушайся учителя!....

Вот какого поведения обычно ждут от детей. И кажется, что соблюдать все эти правила очень просто. Но так кажется только нам, взрослым. На деле далеко не все дети могут к этим правилам адаптироваться. Да и вообще школьная жизнь устроена гораздо сложнее. Проблемы с успеваемостью, конфликты с одноклассниками и учителями, детская агрессия — со всем этим может столкнуться любой ребенок. Ох, тревожно!

Нам, взрослым, часто бывает трудно, когда дети демонстрируют нежелательную с нашей точки зрения реакцию.

Ведь намного проще для всех было бы, если бы ребенок сказал ответ, он же его знает, но молчит! Или чтобы он начал выбирать ВУЗ для поступления: осталось всего несколько месяцев, ничего же не успеет. Или чтобы перестал срывать уроки своими выходками, а остановился и подумал, какую пользу можно извлечь из занятий.

Наблюдая такие непродуктивные, по нашему мнению, реакции на стресс, мы можем испытывать самые разные эмоции (грусть, досаду, обиду, гнев), и это абсолютно естественно и нормально. Мы понимаем, что ребенок и рад бы действовать иначе, но не может изменить поведение без нашей помощи.
Ребенок чувствует, что не справляется, и чем сильнее стресс, тем более выраженной будет реакция. Именно поэтому наши жесткие по форме, но расплывчатые по содержанию требования «сделать хоть что-нибудь» или «немедленно прекратить» не только не решают, но даже усугубляют проблему.

Зато если мы сделаем ситуацию менее тревожной и предложим другие, конструктивные способы действовать, мы очень поможем ребенку.

Большинство детей лишь изредка реагируют на тревожные ситуации проблемным поведением. Но есть факторы, которые повышают риск возникновения трудностей:

  • особенности семьи (отсутствие высшего образования и работы у родителей, низкий уровень дохода, история преступности внутри семьи, жестокое обращение в семье, конфликты, безнадзорность или отсутствие заботы о ребенке);
  • низкая успеваемость, отсутствие у ребенка интереса к учебе, отстранение от учебы, исключение из школы;
  • приятели или одноклассники с трудным поведением;
  • индивидуальные особенности (низкий уровень интеллекта, импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессия, низкий уровень эмпатии и неусидчивость).

Это не значит, что трудное поведение демонстрируют только дети с факторами риска, но им действительно сложнее придерживаться конструктивных стратегий поведения.

Следовательно, им чаще нужна помощь взрослых.

Вывод: дети с трудным поведением — это не какие-то особые «трудные дети».

Это просто дети, которым сейчас трудно справиться с ситуацией.

Некоторым детям бывает трудно чаще других, но в любом случае задача взрослого — встать на сторону ребенка и помочь ему.

Что же мы считаем трудным поведением? ДАЛЕЕ

Комментарии